Аутизм. Все о нем.

Проблема детского аутизма является одной из распространенных в современных исследованиях. В настоящее время существует ряд подходов к изучению этого вопроса. Многих родителей, наблюдающих у своего ребенка черты замкнутости и малообщительности, волнует вопрос о том, как понять, что это проявления аутизма? Или же это просто индивидуальные свойства темперамента и характера?

Рассмотрим главные особенности аутизма, отличающиеся от свойственных некоторым детям застенчивости и неуверенности.

Аутизм определяется как расстройство психологического развития, при котором наблюдается выраженный дефицит эмоциональных проявлений и сферы общения. Называют его РДА (ранний детский аутизм) или синдром Каннера.

Основное место в нарушениях принадлежит своеобразным изменениям поведения, моторики и задержкам психоречевого развития. Начальные признаки заметны уже в первые месяцы жизни, когда обращает внимание слабость комплекса оживления по типу обедненности активных двигательных и эмоционально-мимических реакций в ответ на предъявление окружающих стимулов и обращения взрослого. Дети в возрасте до 12 месяцев не гулят, может отсутствовать лепет. Наиболее отчетливо синдром раннего детского аутизма наблюдается у малыша от 2 лет. При этом родителей должно насторожить сочетание ряда нетипичных для нормального развития особенностей. Ведущими из них являются следующие:

     -недостаточное или полное отсутствие потребностей во взаимодействии с окружающими, сопровождающееся избеганием зрительного контакта («взгляд мимо»);

      -скудность эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия. Однако может отмечаться и отчетливая привязанность. В этом случае ребенок отказывается оставаться без мамы, выражает тревогу в ее отсутствие, хотя и не бывает ласков с ней;

       -ослабленные реакции на зрительные и слуховые раздражители, что заставляет родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу;

      -однообразные игры со склонностью к стереотипным действиям, таким как, вращение кистей рук перед глазами, раскачивания туловищем, а также бесцельные манипуляции неигровым материалом (веревки, ключи и прочее). Зачастую используются игрушки не по назначению. Дети могут однообразно вертеть их, перекладывать с места на место, складывать в ряд;

    -может рано проявиться боязнь всего нового, когда ребенок-аутист негативно реагирует на перестановку кровати, новую одежду и обувь;

     -в ряде случаев наблюдается мутизм (полная утрата речи). Но у некоторых может быть замечен и повышенный вербализм в виде постоянного произнесения понравившегося слова. Дальнейшее речевое развитие зависит от тяжести течения заболевания: при запущенной тяжелой форме аутизма ребенок может вообще не начать говорить или обозначать свои потребности отдельными словами- кушать, пить, спать. В большинстве случаев речь если и присутствует, то она бессвязная, предложения лишены смысла;

      -признаки аутизма могут проявляться также и в интеллектуальной сфере: в большинстве случаев у таких детей наблюдается легкая умственная отсталость.

Родители, чьим детям диагностировали аутизм, задают специалистам вопрос- можно ли вылечить данное отклонение?

Аутизм не лечится полностью, однако при грамотной организации лечебно-коррекционных мероприятий можно существенно улучшить состояние ребенка и помочь ему адаптироваться в окружающем мире. Конечно, осуществление помощи представляет собой длительный процесс со специальным медико-психолого-педагогическим сопровождением при участии детского психиатра, невролога, психолога, логопеда и педагога-дефектолога. Наряду с этим немалая роль в эффективности помощи принадлежит и семье. Как же родители могут помочь ребенку сформировать определенные побуждения к контакту, обогатить сферу его восприятия? С этой целью можно порекомендовать несложные стимулирующие воздействия. Перечислим основные из них.

 1.Игры с красками. Целесообразно использовать цветную воду, смешивание красок.

2.Применение свечей, а именно, хождение с ребенком в темноте, исследуя пространство.

3.Игровые действия со звуками и ритмами: хлопанье в ладоши, игры в свистульки.

4.С целью тактильной стимуляции полезны различные крупы. Можно «прятать» ладошки в горке крупы, пересыпать из рук в руки.

5.Часто у  таких детей могут наблюдаться деструктивные действия по отношению к продуктам деятельности других. Например, в процессе занятий они разрушают постройки взрослого. В таких случаях успешно задействуют разнообразные проективные техники, к примеру, игры при помощи кубиков : “Падающая башня», «Землетрясение», «Салют».

6.Возможно развитие взаимодействия при помощи совместного рисования на листе ватмана любых линий и образов.

7.Приучение к визуальному контакту должно быть поэтапным. Поначалу следует пытаться устанавливать его на несколько секунд, затем, по мере привыкания и смягчения эмоционального дискомфорта, увеличивать его продолжительность. При этом стоит обратить внимание на положительное подкрепление даже незначительных желаемых реакций малыша. Это могут быть индивидуально подобранные поощрения в виде поглаживаний, кусочка любимого лакомства и прочие, вызывающие приятные ощущения стимулы. Подобные действия будут способствовать усилению адаптивного поведения и закреплению полученных навыков.

8.Достаточно продуктивной формой работы, которую практикуют врачи и психологи, является методика сенсорной интеграции, направленная на повышение мотивации, формирование способности к целенаправленным манипуляциям с предметами и адекватному реагированию.

      Таким образом, комплексные меры в коррекции имеющихся нарушений могут благоприятствовать успешной реабилитации ребенка-аутиста, улучшить его социально-психологическое функционирование и продуктивность жизнедеятельности.

Источник: Психолог ГУ «ЛРДКБ»ЛНР Ступак Елена Алексеевна

Обсуждение закрыто.