Адаптация первоклассника к школе. Рекомендации психолога.

Вопросы адаптации к школе являются наиболее актуальными для родителей первоклассников. Для ребенка в этот переломный момент меняется все: режим, требования, статус, нагрузки, формы поведения и деятельности, авторитеты, но малыш об этом еще не знает…

Как правило, первоклассники идут в школу с удовольствием, для них – это еще одна увлекательная игра, познание чего-то нового и необычного. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию и осознавая перемены, практически все дети волнуются и переживают. Успешность преодоления этих испытаний зависит от индивидуальных особенностей первоклассника, уровня подготовленности, его окружения, степени личностной и социально-психологической готовности ребенка. И, конечно же, в этот период адаптации, который может продолжаться от пары недель до 5-6 месяцев, очень важна поддержка близких людей: чем сильнее ваш малыш будет ее ощущать – тем легче пройдет процесс адаптации и первоклассник быстро и успешно войдет в школьную жизнь.

Дорогие родители, конечно, Ваш ребёнок лучший в мире, т.е. такой же, как и все остальные дети, для своих родителей и вы верите, что у него все получится, поэтому очень важно помочь и ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности!

Советы родителям по адаптации ребенка к школе.

  • Установите совместно с ребенком новый режим дня, новые правила организации жизнедеятельности, оборудуйте комфортно учебное место.
  • Старайтесь не торопить ребенка, рассчитывайте свое время и учите ребенка соблюдать сформированный распорядок дня.
  • Отправляя малыша в школу, обязательно подбодрите его и пожелайте удачи, но не прощайтесь в «предупреждающем» стиле: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы учителя на тебя не жаловались»…
  • После школы дайте ребенку отдохнуть и расслабиться, не задавайте много вопросов, а наоборот, выслушайте его впечатления и вы узнаете, что для ребенка значимо, какие оценки он дает происходящему в школе.
  • Если учитель высказал замечания, не торопитесь с выводами, не критикуйте и не устраивайте взбучку прилюдно, выслушайте версию ребенка и совместно определитесь с дальнейшими действиями.
  • Не высказывайтесь негативно о методиках школы, учителях, одноклассниках ребенка в присутствии чада, даже если вам кажется, что повод весомый.
  • Все дети хотят, чтобы учителя их любили. Авторитет учителя, в какой-то момент, выше родительского. Помогите ребенку сохранить баланс взаимоотношений и удовлетворить потребность в уважении.
  • Наладьте контакт с классным руководителем, школьным психологом, чтобы можно было расспросить или посоветоваться с опытными людьми.
  • Во время выполнения домашнего задания, не предлагайте сразу свою помощь, наберитесь терпения, предложите подумать над задачей, чаще мотивируйте ребенка.
  • Воспринимайте ребенка таким, какой он есть, не сравнивайте его с одноклассниками – вы либо занизите самооценку первоклассника, либо разовьете в нем зависть или непомерную гордость. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
  • Проявляйте интерес к своему ребенку и будьте внимательны к возникающим у него трудностям. Не думайте, что детские проблемы менее важны, чем проблемы взрослых.
  • Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, он же только учиться. Оценивайте результаты действий и намерений, но не личность ребенка.
  • Подкрепляйте достижения своего первоклассника и поощряйте начинания, стимулируйте к совершенствованию.
  • Переживайте за каждую неудачу ребенка, но не драматизируйте их.
  • Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая, приглашайте в свой дом. Для ребенка очень важна атмосфера комфорта и уверенности, он должен знать, что здесь его любят и ценят.
  • Научите ребёнка в спорах и конфликтах пользоваться мирными приёмами. Придумайте несколько ситуаций и разыграйте с ребенком разные варианты выхода из них. Через игру малышу проще воспринять реальность и понять, как поступить.
  • Никогда не используйте откровенность ребёнка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида. Умейте хранить секреты!
  • Следите за своим эмоциональным состоянием и помните, процесс адаптации к новым условиям требует времени и терпения. И Вам нужно быть открытыми по отношению к ребенку и вовлеченными в его жизнь.

Будьте внимательны к жалобам своего ребёнка – это основные признаки дезадаптации. Если в первые пару недель это нормально, то в дальнейшем эти признаки негативно будут влиять на учебу. Проявление агрессии или упрямства, чрезмерная подвижность, быстрая утомляемость, невозможность сосредоточиться, немотивированные капризы, неспособность произвольно регулировать поведение, внимание, учебную деятельность, неумение приспособиться к темпу школьной жизни, коммуникативные трудности – все это должно привлечь ваше пристальное внимание. В этом случае, родителям лучше действовать сообща с психологом и учителем, чтобы ускорить и упростить адаптацию.

И так, дорогие родители, с вашей стороны требуется любовь, внимание и понимание, а остальное приложится! Если ребенок будет уверен в вашей поддержке, у него появится и уверенность в собственных силах, и из школы он будет возвращаться спокойным и радостным, с новыми открытиями и знаниями! Помогите своему ребенку научиться учиться!

Источник: Практический психолог  ГУ «ЛРДКБ» ЛНР                  Назаренко Е.Н.

Comments are closed