ЧМТ занимает лидирующее место среди всех травм в детском возрасте, обуславливая высокий уровень заболеваемости, смертности, госпитализации, а также является одной из основных причин возникновения тяжелых неврологических и психических расстройств, требующих длительного лечения и реабилитации. Масштабность такого грозного явления объясняется современными темпами концентрации населения в городах, насыщаемостью транспортом и увеличением скорости его движения, неблагоприятной экономической ситуацией, сложной криминогенной обстановкой, недостаточной профилактикой.
Среди пациентов наиболее часто госпитализируются дети в возрасте 1-3, 8-11 и 12-15 лет с незначительным преобладанием мальчиков. Каждый десятый среди госпитализированных находился в младенческом возрасте, причем в последние годы отмечалось явное увеличение данной группы пациентов. Возросшее в последние годы количество госпитализаций детей первого года жизни в большей степени связано с падениями с высоты (пеленальных столов, кроватей, переносок и пр.), выпадением из окон, стягиванием на себя тяжелых предметов.
Причиной легкой ЧМТ у детей в возрасте от 3 до 14 лет являлось падение в образовательном учреждении (школе, детском саду) в присутствии учителей и воспитателей, либо дома в присутствии родителей (43 %). У детей в возрасте 11-14 лет легкая ЧМТ нередко была результатом падения во дворе в присутствии сверстников, либо как результат ссоры со сверстниками в стенах школы в отсутствии учителей (26 %). В 11 % случаев причиной ссоры у детей 11-14 лет служил национальный фактор, как у мальчиков, так и у девочек.
Тяжелую ЧМТ дети в возрасте 7 – 14 лет в трети случаев получили, являясь участниками ДТП в качестве пешеходов. В момент получения травмы они находились одни или в компании сверстников и были сбиты на пешеходных переходах обычных дорог, либо крупных городских магистралей. В возрасте от 15 до 18 лет в 12 % случаев пострадавшие являлись пассажирами скутеров, мопедов, мотоциклов. Аварии происходили особенно часто в летнее время на дорогах или крупных магистралях в присутствии сверстников.
Дети после тяжелой ЧМТ имеют грубые неврологические, когнитивные и прочие нарушения и требуют специальных методов реабилитации (медицинского, медико-психологического, медико-педагогического и медико-социального воздействия), значение и интенсивность которых меняются на разных этапах заболевания.
С целью выявления группы риска пациентов, угрожаемых по возникновению различных отдаленных последствий легкой ЧМТ, впервые получены сведения о качестве жизни детей.
Качество жизни — это интегральная характеристика физического, психического, эмоционального, социального и ролевого функционирования ребёнка, основанная на субъективном восприятии самого ребенка и его родителей и охватывает месячный период до настоящей проблемы и болезни. Была выдвинута гипотеза, что низкая оценка качества жизни в целом или отдельных его составляющих в острый период легкой ЧМТ может свидетельствовать о прогностически неблагоприятных ее последствиях, которые могут проявиться в отдаленном периоде в виде стойких неврологических, психических и когнитивных нарушений.
Показатель качества жизни может использоваться в качестве скрининговой методики при обследовании детей с легкой ЧМТ и определения показаний к госпитализации. Кроме того, использование данного показателя возможно в качестве критерия эффективности проводимой терапии и лечебно-реабилитационных мероприятий.
Наиболее целесообразным в целях сокращения предотвратимых потерь здоровья детей от ЧМТ является применение комплексного подхода и объединение междисциплинарных усилий в единстве методологических подходов к лечению и реабилитации. Этот процесс включает как первичную профилактику, направленную на предупреждение возникновения новых случаев ЧМТ, так и оптимизацию оказания медицинской и реабилитационной помощи детям с ЧМТ на всех ее этапах.
Анализ эпидемиологических факторов и оценка качества жизни детей с ЧМТ с учетом гендерных, возрастных, региональных и прочих особенностей позволяют своевременно планировать профилактические мероприятия по предупреждению травматизма у детей, тем самым оптимизировать средства нейротравматической помощи в целом.
Источник: Детский хирург ГУ «ЛРДКБ»ЛНР Бородин А.В.